0
0

ѕравила половой жизни


Ќе легко указать разграничивающую линию между моралью и правом. ѕрежнее представление о праве, в св€зи со взгл€дом на судебную кару, как на искупление, должно было обеспечить более правильное определение этих разграничивающих линий, но оказываетс€, что, базиру€сь на религиозно-метафизических догмах, устаревшее право вторгалось в пределы этики, осужда€ несоблюдение религиозных и моральных современных обычаев, как мы это видели в главе XIII, и санкциониру€ те лишенные нравственного основани€ и несправедливые поступки, которые исходили из религиозных соображений и ими рекомендовались.
 
„то вечно жаждет зла и все творит добро"
 
навсегда останутс€ верными. ≈сли, в свою очередь, скажем: «что часто твор€т добро, дума€ о зле», то правильно укажем на то, как наши побуждени€ не всегда согласуютс€ с вытекающими из них поступками, которые и должны быть отделены от этических побуждений!
 
ћы можем дальше убедитьс€ в том, что один и тот же поступок, хороший дл€ одного, будет дурным дл€ другого. ≈сли волк сожрал €гненка, то это хорошо дл€ волка, но дурно дл€ €гненка. ћы часто извлекаем хорошее из того, что дурно дл€ другого, и, стало-быть, мораль может быть только относительной, причем не представл€етс€ возможности обнаружить абсолютно положительных или абсолютно отрицательных сторон ее. ¬ наших взаимоотношени€х мы стремимс€ лишь уменьшить это зло и увеличить добро, поскольку возможно. »з практических соображений не представл€етс€, например, даже возможным равнодушно присутствовать при чрезмерном размножении многих рас, безнадежных, однако, в смысле своего умственного состо€ни€, ибо нам может угрожать в конце концов вытеснение этими расами. ќдна и та же вещь может причинить нам раньше непри€тность, а потом удовольствие, и наоборот, как например, наставление или же чрезмерное удовлетворение лакомки, ощущающего сперва удовольствие, а потом непри€тность.
 
ћы определ€ем отсюда относительность наших моральных об€занностей, которые теоретически состо€т в социальном благе и предъ€вл€емых им требовани€х к отдельным личност€м, а практически в успешном проведении их в жизнь как отдельными индивидуумами, так и услови€ми общества. Ќа почве социального блага каждый должен воспитывать в себе добрую волю и чувства альтруизма, причем все роды словесных поучений должны уступить делу и жизненным примерам.
 
¬ысшей целью этических функций €вл€етс€ де€тельность в интересах гр€дущих поколений.
 
≈сли усвоить себе альтруизм и эгоизм достаточно правильно, то в них можно видеть лишь относительную противоположность. —троить основы нашего существовани€ на одном только принципе эгоизма столь же неразумно, как бессмысленно принимать все меры дл€ проведени€ в жизнь одного только альтруизма.  орм€щие своих товарищей медом из своего желудка пчела или муравей, очевидно, ощущают при этом удовлетворение, таким образом, ид€ навстречу своим альтруистическим инстинктивным стремлени€м. Ќо человеку еще далеко до одинакового ощущени€ радости при процессе получени€ и давани€. „еловек, жертвовавший своею жизнью или страдающий за родину, семью, науку, очевидно, испытывает некоторое удовлетворение, толкающее его на определенный поступок. ѕринима€ все меры к тому, чтобы природный хищнический инстинкт человека ввести в естественные нормы, более или менее совпадающие с про€влением альтруизма, мы последовательно обеспечиваем нашему потомству земной рай, который, впрочем, будет весьма относительным, но все же более интересным сравнительно с нынешним положением вещей.
 
„еловечество в сильной степени нуждаетс€ в хорошем наследственном качестве, воспитании воли и характера подрастающего поколени€. —осто€ние варварства, выражающеес€ апатией, грубостью чувства, безволием, невежеством и суеверием, все еще свойственно нам независимо от недостаточного воздействи€ школы, а также религии, не приспособленной более к современному положению вещей.
 
¬ «√амлете» ѕолоний говорит:
 
"Ёто выше всего; будь сам себе предан,
 
» отсюда следует, как день за ночью: ”
 
теб€ не будет фальши ни к кому".
 
Ёто глубокие, истинные слова, заключающие в себе этическое начало, но дл€ практического их осуществлени€ нужно обладать соответствующим характером.
 
Ёта естественна€ человеческа€ мораль даст нам фундамент дл€ половой этики или морали, причем мы легко ее себе усвоим, рассматрива€ в св€зи с нею все, что изложено было в предшествующих тринадцати главах. Ѕез зависимости с побуждени€ми, обусловившими данные поступки, мы можем считать их социально положительными, или полезными, социально нейтральными или безразличными, и социально отрицательными, или вредными. Ќо даже в ограниченной сфере применительно к одному или нескольким другим субъектам один и тот же поступок может быть хорошим (положительным), дурным (отрицательным) или же безразличным. Ётика, разумеетс€, считаетс€ прежде всего с побуждени€ми, обусловившими поступок. Ќо при отсутствии этического чувства человек не в состо€нии творить что-нибудь социально положительное, между тем как человек ограниченный и не имеющий представлени€ о вещах, исход€ из самых благородных мотивов, учинит что-нибудь весьма отрицательное в социальном смысле. ¬месте с тем на почве тщеслави€ и мести может быть составлено «великодушное завещание», принос€щее большую пользу обществу, но вред€щее отдельному лицу. ѕобуждени€ могут также быть обусловлены эгоистическими соображени€ми, но из тех же соображений в практическом их применении приносить другим пользу.
 
јльтруисты представл€ют собою категорию людей, в которых чрезвычайно мощны этические положительные чувства, которые они и стараютс€ так или иначе приложить к хорошим социальным делам. — другой стороны, чистый эгоист — это индивидуум, который всю силу своей личной симпатии направл€ет на самого себ€. Ётическое безразличие эгоиста продолжаетс€ до тех пор, пока он не затрагивает интересов других. Ќо и альтруизм немыслим без некоторой доли эгоизма. » если говорить об идеале социального чувства, то нужно его разуметь во взаимодействии эгоизма и альтруизма, удовлетвор€ющим потребности общества. ќсобн€ком стоит этически испорченный или реально про€вл€ющийс€ эгоист, составл€ющий в этом смысле отрицательный элемент. „истый эгоизм, разумеетс€, €вл€етс€ почти неосуществимой редкостью, так как неизбежно на почве стремлени€ к самоудовлетворению создаютс€ столкновени€ с интересами окружающих лиц. —оциальный пор€док на чистом эгоизме, рекомендуемый некоторыми, поэтому фактически не возможен.
 
ѕолова€ этика находит себе основу на этих соображени€х. ¬ этическом смысле половое стремление €вл€етс€ безразличным. Ќо смешение пон€тий, обусловленное исключительно недоразумени€ми, сделало то, что пон€тие о «нравственности» вообще, как о моральном, и моральное поведение (в смысле безупречности его применительно к данной догме) в половой сфере начали считать почти совпадающими. ≈сли мы возьмем полового анэстетика, то он, без сомнени€, будет весьма «нравственным» в половом смысле человеком, но в жизни он может быть испорченным до крайности. ћы не можем здесь этически оценивать его половое равнодушие. ≈сли же урнинг не покушаетс€ на целомудрие девушки, то это тоже не вмен€етс€ ему в моральную заслугу и т. д. Ќо на почве полового стремлени€ создаютс€ чрезвычайные иногда столкновени€ с этикой, ибо получение наслаждени€ обусловливаетс€ пользованием другими людьми. ќтсюда исключаетс€ фетишизм (и, разумеетс€, содоми€), так как при пользовании неодушевленными предметами в этом случае или услугами животных не затрагиваютс€ пределы морали. ѕолова€ этика в представлении различных людей встречает весьма разнообразную оценку, как мы это видим, например, в осуждении предохранительных от забеременени€ средств такими лицами, которые очень усердно отстаивают проституцию. —чита€ рождение ребенка вне брака преступлением против нравственности, тот же человек не останавливаетс€ перед сомнительной нравственностью, с какою св€зано беспрерывное рождение его женою детей, с опасностью дл€ ее здоровь€-≈сть и такие моралисты, которые не дают, молодому человеку осв€тить браком свои отношени€ к возлюбленной, совету€ отделатьс€ от нее и от внебрачного плода деньгами. » вообще, на почве лицемери€, мистики, педантизма, предрассудков, моды, определенного шаблона, нравственности и алчности создаютс€ начала, которые ни в одной точке своей не соприкасаютс€ с этикой. Ѕезнравственность при этом выступает под прикрытием морали.  аковы же должны быть основы этики в половой сфере? Ќа почве свободы от предрассудков можно дать следующий ответ.
 
ѕервое положение сводитс€ к тому, чтобы «раньше всего не вредить», второе же, чтобы «всеми мерами приносить индивидуальную и социальную пользу». “аким образом, формула социальной морали выразитс€ следующим положением: «твое половое побуждение и половое действие не должны сознательно приносить вред отдельным индивидуумам и особенно обществу, а содействовать, по мере сил твоих, повышению счасть€ и ценности».
 
¬полне пон€тно, что во всех област€х инстинктивной жизни и алчности, в особенности же в половой сфере, умение владеть собою принадлежит к наиболее важному этическому требованию и обусловливаетс€ воспитанием характера и воли. „еловек должен уже с юных лет приучатьс€ управл€ть своими инстинктами и страст€ми, чтобы достигнуть таким путем единственно действительной относительной свободы, котора€ делает жизнь достойной и осмысленной. ”же исход€ из этих причин, необходимо рекомендовать нормальному человеку половое воздержание. Ќо особенной заслугой или жизненной целью воздержание не может считатьс€.
 
 аждый социальный человек должен стремитьс€ к возможно правильному использованию своего полового инстинкта и умени€ любить, в интересах его собственных и всех окружающих. ≈сли он сумеет довести эту задачу до конца, впереди его ждет полное удовлетворение, — сознание честно исполненного долга. ¬о всех своих поступках он должен не упускать из виду, например, следующих образов:
 
1. ѕлохой от природы субъект, поддавшись мгновенной страсти, обесчещивает девушку, надел€ет ее внебрачным младенцем и бросает на произвол судьбы. ≈го поступок как с этической, так и с точки зрени€ эгоистической, безусловно отрицательный и подлежит обсуждению; обольститель наносит непоправимый вред совращенной им девушке, да и себе приносит больше вреда, чем пользы.
 
2. ѕобуждаема€ религиозно-этическими соображени€ми, мечтательна€ девушка св€зывает свою судьбу с беспутным пь€ницей, в цел€х его спасени€. Ћишь в редких случа€х такое самопожертвование окупаетс€ достигнутыми результатами. ќтрицательный с точки зрени€ эгоизма поступок этот, будучи идеальным по своим альтруистическим мотивам, все же еще предосудительнее в социальном отношении. “ака€ женщина, спаса€ от гибели одного человека, совершает т€жкое преступление перед своим будущим потомством, на котором этот акт самопожертвовани€ отразитс€ крайне отрицательными последстви€ми.
 
3. Ќаследственно т€жко обремененный и импульсивно психопатический субъект, при сильном половом стремлении, соедин€етс€ в браке с хорошею девушкой в интересах воспроизведени€. ѕоложительный с точки зрени€ эгоизма поступок, расчитанный на удовлетворение своего "€", €вл€етс€ этически отрицательным по отношению к хорошей женщине, станов€щейс€ несчастной, и (в большинстве случаев) к потомству, которое унаследует дурные задатки.
 
4. ќдаренный способност€ми, трудолюбием и идеалистическим взгл€дом на вещи, при отличном физическом здоровьи, субъект находит себе соответственную подругу жизни. Ќе гон€сь за легким существованием, они задаютс€ целым р€дом социальных задач и вместе с тем производ€т столько потомства, сколько это можно, чтобы не повредить здоровью матери. «десь идеально сочетались положительный альтруизм с положительным эгоизмом.
 
“акое счастливое сочетание не вс€кому, разумеетс€, доступно, но полова€ этика может быть налицо и при менее благопри€тствующих обсто€тельствах. Ќервные субъекты или физически слабые лица, заключа€ бездетный брак, могут иметь в виду целый р€д социальных задач, усыновл€€ чужих сирот. ѕоложительна€ этика, по-моему, не пострадает, если когда-нибудь в будущем, при сочетании браком нормального и ненормального индивидуумов, второй из них разрешит первому производить потомство при содействии третьего нормального лица.
 
—оставив себе €сное представление о половой этике, вс€кий найдет способы ее осуществить, твор€ положительное добро, избега€ зла и удовлетвор€€ естественные наклонности, разумеетс€, не на почве дурных или извращенных стремлений. Ёто первым долгом исключит участие в такой социальной гнусности, как публичные дома, проституци€, с которыми он будет боротьс€. —тара€сь не вредить в половом смысле вс€кой другой личности, он примет все нужные меры в случа€х невольной ошибки.
 
«аповеди ћоисе€ в двух местах касаютс€ половой этики:
 
—едьма€ заповедь: не прелюбодействуй.
 
ƒес€та€ заповедь: не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
 
Ќо одиннадцата€ заповедь ’риста гласит: «¬озлюби ближнего твоего, как самого себ€», выража€ устои, какие приличествуют и современной этике. Ѕолее полна€ формулировка современной этики может быть сведена к следующему: «“ебе вмен€етс€ в об€занность любить человечество больше, чем самого себ€, и свое счастье провидеть в его будущем счастьи». Ќа этом базируетс€ указанна€ нами раньше заповедь социальной этики.
 
«аповеди ћоисе€ рассматривают женщину как собственность, котора€, под страхом божьей кары, неприкосновенна дл€ чужого с точки зрени€ исключительно собственности. Ќо, уравн€€сь в правах с мужчиной, женщина требует уже иных отношений. ћы вывели уже возможность иногда нарушени€ обета в браке, без нарушени€ половых этических начал.
 
Ќо Ётика половой жизничеловека должна стремитьс€ к сдерживанию эротически-полигамных побуждений, всегда могущих повредить счастью других. ќчень редки случаи, когда такой вред не обнаруживаетс€ (см., например, √юиде-ћопассан «Mouche» и ј.  уврер «La graine»).
 
¬ стремлении воздействовать на чувственность читател€, наши романы зан€ты описанием экстраординарных случаев на почве взаимоотношений полов, не могущих служить базой дл€ социальной этики. —редний человек далек от тех ужасов на почве страсти, которыми его надел€ют, не убиваетс€ и довольно быстро (даже женщина) утешаетс€. “ребование безусловной верности до и после гроба также не совпадает с половою этикой, представл€€ лишь эгоизм пары. —упружеска€ верность, заключа€ в себе безусловно положительные элементы, тер€ет всю свою прелесть в искусственном преувеличении, так как создающийс€ культ преклонени€ перед одной личностью исключает остальные объекты всего мира, к которым относ€тс€ чуть ли не с презрением.
 
„увства альтруизма у человека, как мы уже говорили, будучи пр€мыми или непр€мыми, представл€ет собою филогенетические отзвуки полового стремлени€ и особенно половой любви. (ћы согласны с тем, что объединение индивидуумов одного и того же пола основывалось на филогенетическом развитии животных, равно как и человеческих обществ. Ќо непосредственно чувства симпатии, создающие возможность дружественного общени€, €вл€ютс€ отзвуками первоначального чувства симпатии индивидуума к индивидууму на почве полового влечени€). “айна половой этики, таким образом, основана на альтруизме в половой сфере, выражающемс€ не этическими формулами, а поступками. “ака€ этика пока еще недоступна человечеству, которое питаетс€ проповед€ми самого этического содержани€, продолжа€ оставатьс€ глубоко эгоистичным. Ётика не может существовать без социальной де€тельности.
 
Ѕыло врем€, когда велась борьба за жизнь против природы, зверей и враждебно настроенных людей. ѕервые мотивы борьбы отпадали, а борьба с людьми превратилась в колоссальные войны, нелепость которых становитс€ все более и более очевидной. ≈сли в свое врем€ √ектор или ¬инкельрид не отдел€л чувства любви к своей жене от чувства любви к родине, то сын века аналогично посв€тит, себ€ борьбе за социальное благо. ћужчина и женщина в этом случае должны идти рука об руку, причем социальна€ работа благотворно отражаетс€ на них самих, обусловлива€ высокую мозговую де€тельность и здоровый дух в здоровом теле. ƒаже ограниченный ум совершенствуетс€ в такой де€тельности, приспособл€€сь все более и более к социальным функци€м.
 
ћожет ли человек при такой жизни вз€ть на себ€ инсценировать такого рода головоломные произведени€, какие нав€зываютс€ ему бульварною литературою? ≈сли это человек нормальный, то, «разумеетс€, нет»! Ќужна патологическа€ подкладка, чтобы этические стремлени€ личности не в состо€нии были повли€ть на ее половые побуждени€.
 
Ќами указывалось уже на необходимость не какой-нибудь работы, а социальной. ¬севозможные однообразные зан€ти€, в какой угодно отрасли, обусловливают односторонность мозга, атрофию этических чувств и исключительность в любви (не в половом стремлении). Ќа таких основах нередко пара эгоистов (а иногда и несколько) дружно эксплоатирует общество. »х верность друг другу и специальное понимание счасть€ обусловливаютс€ удачею в делах. Ќу, а потом? ѕри иных услови€х, когда личные интересы слились с интересами общества, собственное счастье ощущаетс€ интенсивнее, но и несчастье не отражаетс€ на расположении человека, наход€щего себе утешение в служении интересам общества, не ожида€ взамен ничего от людей, так как привык пренебрегать своими личными стремлени€ми.
 
Ќельз€ говорить о недостижимости хороших привычек. ≈сть люди, занимающие весьма скромное социальное положение и все-таки имеющие вполне €сное представление об альтруизме, который исповедуют. ¬ главе XVII мы говорим о мерах дл€ развити€ в этом направлении ребенка. “рудно, разумеетс€, получить альтруиста из человека, предрасположенного исключительно к эгоистическим про€влени€м. ¬оспитание в известном направлении дает хорошие результаты и при устранении таких отрицательных фактов, как власть алкогол€ и денег.
 
 роме всего этого, правильный подбор должен быть положен в основу интересов человечества, причем только р€д столетий даст плоды сознательного в этом смысле отношени€ людей к своим об€занност€м. Ќо человеку свойственно развить энергичную де€тельность лишь в тех случа€х, когда он видит близкие и непосредственные результаты дл€ своего милого "€". ѕри других же случа€х выступает на сцену в€лость, апатичность, и человек, сам ничего не делающий в интересах реформы, говорит о других люд€х, «что они очень плохи, и их с места не сдвинешь». ѕример.  акой-то гимназист задалс€ целью устранени€ алкоголизма и ревностно в продолжение пары лет работал в этом направлении. —делавшись студентом, он на почве нескольких неудач сразу бросил свою работу, за€вив, что «движение против алкогол€ лишено будущего». » лишь спуст€ несколько лет он созналс€ в том, что ушел от своей де€тельности лишь потому, что не желал прослыть оригиналом. Ќо узнав, что движение идет вперед и без него, решил вз€тьс€ снова за эту работу. Ћюди быстро воспламен€ютс€ и решают, чго все должно вокруг них столь же быстро и €рко загоретьс€. ≈сли этого не случилось, то они быстро сами же тухнут. ” них нехватает личной силы воли, чтобы продолжать ходить своей собственной дорожкой.
 
¬оспитание детей, к сожалению, носит на себе те же следы. „еловек весьма медленно и инертно двигаетс€ вперед в этой области, чтобы усвоить все лучшее и применимое к жизни.
 
ћы отошли в сторону, так как рассматриваем такое про€вление любви (см. главу V), которое относитс€ к этике вообще. Ќо уже и на этой почве создаетс€ преграда дл€ социально вредных извращений естественного полового стремлени€. ѕолова€ этика не должна создаватьс€ под угрозою религиозных кар и из-за перспективы райских наслаждений. ќтсылаю к главам X, XI, XII и XIII. ѕолова€ жизнь качественно улучшитс€, если, мину€ мистическую и религиозно-догматическую этику, почувствует под собою этику общечеловеческую, считающуюс€ с нормальными требовани€ми человека и счастьем его потомства.
 
Ѕрак дл€ нас должен представл€тьс€ в качестве нормального удовлетворени€ иолового стремлени€, но и вместе с тем этической специальной школы жизни. ие распада€сь на отдельные только про€влени€. ѕолова€ св€зь между супругами укрепл€етс€ на почве разделени€ труда, равноправи€ и совместной социальной де€тельности. »х работа дл€ обеспечени€ своего счасть€ заставит их относитьс€ с уважением к счастью других. »счезнет ненормальность и фальшь в супружеских взаимоотношени€х, свободных от воздействи€ догмата религии и вмешательства св€щенника. » даже смерть покажетс€ естественным результатом использованного и удовлетворенного жизненного существовани€.
 
≈сть немало ограниченных субъектов, не считающихс€ с возможностью осуществлени€ такого идеала, который действительно окажетс€ недостижимым дл€ людей испорченных, неинтеллигентных, погр€зших в наслаждени€х. Ќо такой идеал осуществлен уже лучшими человеческими создани€ми. Ќеобходимо поэтому в таком духе и воспитывать детей (см. гл. XVII) и улучшать их путем подбора:
 
«јллах не должен больше творить, ибо мы создаем его мир!»
 
¬ моей брошюре «ѕолова€ этика» € ближе высказалс€ по этому вопросу. Ёта брошюра вместе с насто€щею книгою, подверглась нападению со стороны д-ра ‘. ¬. ‘ерстера (Sexualethik und Sexualpadagogik, eine Auseinandersetzung mit dee Modernen, Kempten. Kosel 1907). я мог бы удовлетворитьс€ ответом ‘ерстеру со стороны ёлиана ћаркуса (Die sexuelle Frage und das Christentum, 1908). Ho здесь уместно сказать несколько слов.
 
‘ерстер, который был раньше дарвинистом и монистом, испытал некоторую эволюцию вправо, сделавшую его «почти католиком». ¬с€ его этика сделалась изобличающе теоретически-дуалистической и практически мистическо-аскетической. ѕримеры: «ѕрирода демонична и должна быть управл€ема сверхъестественными силами»… ќни слав€т традицию и замалчивают ее исправлени€ на почве науки. «ƒух и плоть противопоставл€ютс€ друг другу». «„еловек бесхарактерен и таковым, останетс€, пока он будет смешивать природу и дух» (благодарю покорно!)… «–елиги€ представл€ет собою сверхприроду» и т. д.
 
ѕри этом ‘ерстер крючок. ќн замалчивает всю патологию, почему-либо ему неудобную. ќн говорит в красивых выражени€х о добром старом времени, как будто этому времени не свойственны были в такой же мере половые эксцессы и бесхарактерность, как и нашей эпохе. ќн обвин€ет мен€ в желании забраковать всех слабых путем естественного подбора и воспитывать совершенно противоположное. ќн говорит, что € преувеличиваю, жела€ играть в «провидение». ќн осчастливил нас патологическим провидением, перед которым мы должны молитвенно преклонитьс€! —овершенно верно, г. доктор! ћы должны снабдить себ€ разумом и наукой вместо того, чтобы слепо полагатьс€ на мистическое, крайне проблематическое провидение.
 
Ќесмотр€ на его добрые намерени€ и все хорошее в его практической этике (напр., воспитание воли путем самообладани€) € все же сожалею ‘ерстера и пр€мо предостерегаю от него. ќн не считалс€ с тем, что наука не допускает пристрасти€, предрассудков и предпосылок. » ныне, в XX столетии, он трубит отступление к устарелой, полуварварской, источенной черв€ми этике, котора€ плодами своими давно бы себ€ осудила, если бы люди не были бы так бесхарактерны и не поклон€лись бы своим старым идолам.
 
ќн ставит мне в укор мое желание, путем техники предохранение от зачати€, лишить человечество его последних благодетельных этапов, обвин€€ в покровительстве распутству, утонченности и искани€ наслаждени€. «десь перед вами авторитетный принцип людей, навод€щих других на определенную мысль, отказывающих всем в звани€х и выставл€ющих себ€ единственными защитниками морали. “аким образом, признавали опасными и противными морали все открыти€ как книгопечатание, солнечную систему  оперника, железные дороги, телеграф и т.д.  онечно, все может быть использовано в худом смысле. ћожно при помощи динамита разрушать поместь€ и жизни, а ножами убивать. Ќо следует ли из этого, что больше не должно примен€ть динамита дл€ прорыти€ туннелей и ножей при хирургических операци€х? —крывать средства дл€ регулировани€ деторождени€ — это безумство, малодушие. ƒолжно, наоборот, обучать человечество примен€ть их дл€ получени€ благопри€тных результатов.
Ёто интересно:

—иморонский ритуал "мобильник желаний"

” вас есть мобильник? … точнее вы можете назвать хоть одного человека, который им не пользуетс€?   ѕожалуй, на это вам хватит пальцев одной руки, потому что сотова€ св€зь не просто влилась в нашу жизнь, а стала ее неотъемлемой частью.
ѕоказать еще...

Ћучший выбор при ремонте потолков

ѕреимущества нат€жных потолков это-врем€, ведь пр€моугольное полотно с гарпунной системой, 10-15 кв метров возможно установить за 3-4 часа.

—ама€ сильна€ медитаци€ дл€ раскрыти€ своих лучших качеств и исполнени€ заветных желаний

ƒл€ начала вы можете попросить кого-то из близких прочитать вам эту медитацию, а потом вы запомните ее и сможете легко повтор€ть самосто€тельно.

ћаги€ дл€ бизнеса и работы

ƒл€ привлечени€ в свою фирму клиентов и увеличени€ прибыли просверлите дыры в трех мускатных орехах и нанижите их на зеленую нить, концы которой соедините вместе тройным узлом.

“айные силы родного дома

 ак создать положительную энергетику дл€ защиты родного дома? “айные силы родного дома   “ри правила дл€ хоз€ек   1.

 ак правильно подобрать украшени€

ќстаетс€ загадкой - почему в представлении многих людей образ невесты устойчиво ассоциируетс€ с принцессой или королевой?  азалось бы, монархи€ как форма правлени€ давно изжила себ€, и сегодн€шние коронованные особы если и прав€т в какой-то стране, то чисто формально, чтобы отдать дань традици€м, не более.

 омментарии: 0

 омментарии

ќпрос
¬ы едите после 18:00?
–езультаты
¬ы уже голосовали

»нтересное:
—егодн€
19.04.2018
—егодн€ праздников нет
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Ї–∞...
»менины сегодн€:
19 јпрел€
именины сегодн€ празднуют: