0
0

Срываем маски с мужчин

В каком вагоне ездит Гоша?

«В каком вагоне ездит Го­ша?» - так называлась статья в одном из советских журналов после выхода фильма: «Москва слезам не вериг». И действительно, в испол­нении до предела обаятельного Алексея Баталова Гоша был мечтой любой женщины, и не только советской.

Но давайте сдёрнем с образа Гоши баталовское обаяние и всмотримся в обнажённую натуру. Ещё Л.Н. Толстой  мудро заметил, что для понимания человека, причём не только другого, но и себя, нужно обращать внимание на его по­ступки. Вот давайте и мы с вами проанализируем поступки Гоши.

Я надеюсь, этот анализ поможет нам с вами разглядеть человека, понять его, а значит, выявить его мотивы, суметь спрогнозировать его поведение.

Вам не приходилось слы­шать такое высказывание: “Вот раньше он был таким (такой), а теперь так изменился (измени­лась)»? Просто, попадая под оча­рование обаятельного человека, мы не удосуживаемся понять, что это за человек перед нами и как с ним жить.

Итак, пойдём по последова­тельности событий. Гоша встре­чает Катю в вагоне электрички. Сказать, что Катя в том образе, который представила Алентова, могла с первого взгляда произве­сти неизгладимое впечатление, будет, конечно, сильным преувеличением. Обычная, ничем не примечательная, пролетарского вида женщина. Что же Гошу так вдруг к ней потянуло?

А вот именно это сочетание, где ведущим определением является пролетарский вид. Влади­мир Меньшов недаром получил «Оскара». Он так упаковал свою красавицу жену, что мы с вами тоже бы решили, что это мастер какого-то завода. И Гошино под­сознание чётко сработало: она мне ровня; симпатичная, разум­ная женщина, причём, как под­сказала ему интуиция, незамуж­няя. Она действительно ему под­ходила. А уж когда он пришёл к ней домой, осмотрел квартиру, то совершенно искренне сказал: «Годится».

Когда развёлся Гоша, мы не знаем, но, вероятно, прошло значительное время. Потому что его бывшая жена уже успела повторно выйти замуж. Так по­чему же Гоша, при таком дефи­ците мужчин, который отмечала Лия Ахеджакова в этом фильме, при наличии обаяния и при от­сутствии недостатков - всё-таки неженат? Это ведь насторо­жило и Катю. Но ведь каждой из нас, когда мы кому-то нравимся, верится в то, что я действитель­но самая обаятельная и привле­кательная и что в меня можно влюбиться с первого взгляда. Хотя, если бы Катя честно по­смотрела по сторонам, она бы увидела по две или три таких Ка­ти на каждой лавке, и не только в электричке.

Гоша, как и мы, неосознанно выбирает себе ровню. В своём научном институте, где все жен­щины, даже лаборантки, имеют высшее образование или стре­мятся к нему, подходящей партии он себе найти не мог. Потому-то ему так приглянулась Катя.

Мы с вами вряд ли поверим в такую любовь с первого взгля­да, мы же люди взрослые, да и Гоша не юнец. Но, хотя он и сле­сарь, коэффициент интеллекта у него явно высокий. Потому что его поведение результативно, ус­пешно. Он виртуозно владеет техникой обольщения.

Герой пьёт и не пьянеет

Отметим некоторые аспек­ты этой техники.

Первое, что нужно, - это по­казать человеку заинтересованность в нем. И Гоша высказывает Кате свои предположения: кто она такая, где работает... Это как гадание по руке, женщине это всегда интересно, гадание её за­вораживает и интригует.

Затем Гоша делает второй ход. И не просто ход, а целый маршбросок в стратегии любов­ных отношений. Он показывает Кате, что она для него много зна­чит, что он, наконец, нашёл то, что долго искал. Он делает ры­царский жест - предлагает под­везти её до дома на последнюю пятёрку. Конечно, здравомысля­щую Катю это должно было на­сторожить. Неужели же она в своём платочке за трёхминутный пустой разговор сумела произ­вести такое впечатление? Или у 45-летнего мужика такой юноше­ский «романтизм» в крови, что он готов топать пешком домой через весь город? Ну куда нам, женщинам, настораживаться!

Здесь некогда оглядываться по сторонам, ведь только я могу произвести такое впечатление.

«Пикник на обочине», кото­рый организует Георгий Ивано­вич, тоже несколько странен для человека в возрасте. То ли он по­нимает, что без чужих слов не способен понравиться, то ли ему уж так хотелось ускорить события? Здесь что-то не то, что-то меня настораживало, когда я смотрела этот фильм. Но Катю это не насторожило. Ведь это так лестно, когда на тебя хотят про­извести впечатление! До анализа ли тут?

Подробно останавливаться на организации драки с подрост­ками я не буду. Но вот что мы с вами должны отметить. Тут у Кати было прозрение. Она была близ­ка к осознанию того, что перед ней находится человек эмоцио­нально незрелый, по сути, тот же подросток.

Почему я утверждаю, что Катя чуть было не прозрела? Да потому, что она стала разговари­вать с Георгием Ивановичем, как с подростком Гогой. Она стала его отчитывать. И более того, на­казала, чтобы впредь без её раз­решения ничего подобного не делал.

Как мы с вами выбираем стиль общения с партнёром? Ин­туитивно, но практически безо­шибочно определяя психологи­ческий возраст партнёра. Вряд ли Катя стала бы так разговари­вать с Николаем, мужем её по­други. Николай, конечно, не так интеллектуально развит, как Го­ша, он не знает, что такое соци­альный статус, но он явно чело­век зрелый.

Ну и конечно, самым ярким проявлением инфантильности юношеского задора Георгия Ива­новича является его демарш по­сле того, как открылась «страш­ная» тайна: Катя-то оказывается не мастер цеха, а директор пред­приятия!.. Тут Гошина сущность проявилась во весь рост.

Гоша ушёл в запой. И надо сказать, что, скорее всего, дело это для него привычное. Не знаю, как вас, но меня очень смутил «костюмчик» Георгия Ивановича: майка, а сверху пальтецо. И ряд прозрачных бутылок на столе. Причём у Георгия Ивановича наработанная устойчивость к алкоголю, а значит, организм-то привык. Ведь он-то явно пил до Ни­колая, да ещё и с Николаем. После принятой дозы Николай явно раскис, с непривычки-то. А для Гоши это семечки. Такая толе­рантность к алкоголю наблюда­ется в первой стадии алкоголиз­ма: герой пьёт и не пьянеет.

Ну, это пока он супергерой. А потом понятно, что ждёт этого героя.

А теперь давайте вот что от­метим. Психологический возраст Георгия Ивановича, понятное де­ло, за паспортным не поспел. Развитие Гошеньки застопори­лось где-то в возрасте 16-19 лет. А потому Гоша, как любой ребёнок, эгоцентричен, он обиделся на Катю, она его обманула. Об­манула! При этом он её даже не спрашивал, где она работает. Слова ей не давал сказать, сам за неё говорил. Небрежно так, свы­сока, бросил Саше, что он-то за­рабатывает побольше, чем её мать. Ну неужели Катя после та­ких слов должна была выскочить и закричать: нет, я больше, нет, я больше!

Как любой эгоцентричный инфантил, Гоша не подумал о том, как Катя переживёт их раз­рыв. Были ли у Кати какие-то пла­ны на совместную жизнь? Нет, это даже ему в голову не прихо­дило, главное - её наказать. И вот что ещё интересно. Гошу ведь его коллеги на том самом «пик­нике» представляли как совер­шенно незаменимого работника, без которого созидание канди­датских и докторских просто не­возможно. И что? При таком ко­личестве бутылок понятно, что на работе Георгия Ивановича никто не видел.

Грустно всё это, дамы и гос­пода. Мужичок-то оказался за­пойный. Да, кроме того, и по-дет­ски обидчивый. Миф о настоя­щем мужчине мы с вами слегка развеяли.

Но можно ли при этом жить с Гошей? Вполне. И даже счаст­ливо, но только в том случае, ес­ли вы будете жить с реальным че­ловеком, а не с тем ложным иде­алом, который создали талант и обаяние Баталова. Вот для чего мы привели этот показательный пример.

Биокомпьютер

Вам понравилось психоло­гически препарировать героев? Давайте ещё потренируемся. Глядишь, потом и окружающих нас людей научимся понимать.

Когда я училась в школе, мне очень повезло. Наш учитель литературы не сумел отбить у ме­ня интерес к русской классике. И хотя в школе «Мёртвые души», «Евгений Онегин», «Горе от ума» мне казались менее совершен­ными, чем стихи Асадова, но года через два после окончания шко­лы я вернулась к нашей классике. И тут меня ждало много порази­тельных открытий.

Почему? А потому, что я ста­ла представлять героев как жи­вых людей, которые вот тут, рядом. С одним из таких потрясений молодости я хочу вас позна­комить.

Вы спросите, а чего я мол­чала столько лет, не писала об этом, не говорила? Надо сказать, что я как-то не вовремя роди­лась. Может, лет на тридцать-сорок поспешила. И мой высокий рост был в те годы недостатком, и взгляды мои никак не могли улечься в общее идеологическое русло. Все дыбом вставали. По­тому-то мне и пришлось впасть в психологию.

Ну вот, о себе любимой всё, а теперь о том, о чём не могла на­писать в молодости, но теперь, по милости главного редактора, могу.

Я хочу вам предложить по­знакомиться поближе с Алексан­дром Андреевичем Чацким, у ко­торого было, как вы помните, го­ре от ума. Как странно, правда же, от ума разве может быть го­ре? Не знаю, как вы, а я всю жизнь страдала только от собст­венной глупости. Не от цунами и наводнений, не от злых людей, а токмо от собственной глупости. Что-то не предусмотрела, на ко­го-то понадеялась, где-то не сдержалась. И всегда я была уве­рена, что от ума как раз только одно счастье и благоденствие. Наш мозг уместно назвать био­компьютером. И если биокомпь­ютер работает исправно, то жизнь складывается удачно.

Давайте представим Чацко­го как живого человека, с кото­рым нас Бог свёл, и волей-нево­лей с ним бы пришлось общать­ся. Мне в этой комедии ближе всех умные и рассудительные де­вочки Лиза и Соня. Я ставила се­бя на место Сони и представля­ла, каково ей было общаться с Чацким. Представьте себе: со­вершенно неожиданно к вам по­сле трёхлетней разлуки врывает­ся человек, который  ни разу за эти три года не писал, ничего о себе не сообщал. Где он был, как жил всё это время, помнил ли о вас - вы не знаете. А у вас ведь своя жизнь, свои заботы. И если ему до вас не было никакого де­ла, то почему вы должны о нём думать непрестанно? А он врыва­ется в дом и начинает требовать проявления какой-то необыкно­венной радости, упрекает, что у вас «ни на волос любви». Причём он говорит о своём неожиданном приезде, как о каком-то подвиге. Три года где-то слонялся, лечил­ся на водах от скуки. Потом вдруг сорвался с места и зачем-то со­рок пять часов нёсся как угоре­лый к девушке, о которой не вспоминал.

Инфантильный эгоцентризм Чацкого проявляется в детском требовании внимания к себе, в детской непосредственности вторжения в интимную жизнь другого. Он только пришёл и тут же требует от Софьи признаться, не влюблена ли она. Он не пони­мает, чего ей при этом смущать­ся? Умница Соня пытается как-то его вразумить: «Да хоть кого сму­тят вопросы быстрые и любопыт­ный взгляд». Но при неисправном биокомпьютере человек не может ловить обратную связь и коррек­тировать своё поведение в соот­ветствии с реакцией партнёра.

Александр Андреевич и здесь, и далее мне напоминал те­терева на току. Вроде слышит слова, которые произносят дру­гие люди, но как-то они проходят мимо и диалога не получается. Он ухватывает какое-то послед­нее слово и от него строит свой монолог. Когда Сонечка, которой неприятно злословье Чацкого, говорит ему: «Вот вас бы с тётуш­кою свесть, чтоб всех знакомых перечесть», - бедный Чацкий не может уловить смысл фразы, он из фразы выхватывает слово «тё­тушка» и дальше строит свой мо­нолог, утомлять которым я вас не буду, только приведу первую строчку: «А тётушка? Всё девуш­кой, Минервой?»

За несколько минут обще­ния с Сонечкой Чацкий произво­дит впечатление, что он человек- змея. И она обращается к нему, как подчёркивает автор, громко и принуждённо. Но так устроен мозг Александра Андреевича, что он любому своему действию и словам сразу же находит оп­равдание. Причём в общении Чацкий использует распростра­нённый метод людей, не чувстви­тельных к партнёру, метод двой­ных стандартов.

Хотелось бы надеяться, что вам нечасто приходилось с этим встречаться, но полагаю, что в данном случае мои надежды бе­зосновательны.

В чём же заключается этот метод двойных стандартов? А в том, что если кто-то даже не ска­жет, а просто подумает про меня плохо - то это, конечно, «мучите­лей толпа». А вот если я кого-то обличаю, то: «Послушайте, ужли слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду? Но если так: ум с сердцем не в ладу. Я в чудаках иному чуду раз посме­юсь, потом забуду».

Нередко ведь нам с вами приходится слышать от кого-то: «Я человек вспыльчивый, но от­ходчивый; сказала и забыла». А ведь действительно, чего ей-то помнить? Это ведь она сказала, она обидела, а не её. Так и Чац­кий. Ему так вольготно всех обли­чать, обзывать. Но если кто тро­нет его - то, конечно, это всё «мучителей толпа»!

Конечно, Чацкий - это вы­плеснутое негодование Грибое­дова. Софью Грибоедов назы­вает негодяйкой. Ну, значит, ав­тор видел так мир. Для того что­бы Чацкий, с его эгоцентрич­ным, инфантильным мировоз­зрением, производил впечатле­ние героя, Грибоедов не посты­дился в качестве фона для Александра Андреевича со­брать какой-то паноптикум лю­дей либо умственно отсталых, либо полных моральных уро­дов. Печально, но ведь школь­ник так и подумает, что москов­ское общество в те времена сплошь состояло из репетиловых, скалозубов и им подобных. Что не было людей благородных, которые могли не прислу­живать, а служить и управлять имениями не оплошно. А вот ге­рой - это именно тот, кто не хо­чет служить, кто три года лечит­ся от скуки. Тот, кому хорошо только там, где нас нет.

Высокие авторитеты

К сожалению, в эпистоляр­ном жанре анализировать текст тяжеловато и тяжеловесно. Это убедительно получается с голо­са, но у нас с вами такой возмож­ности нет. А потому, заканчивая наше с вами знакомство с Чац­ким, я хочу остановиться только на его упрёке в адрес Софьи - что она его надеждой завлекла, что прямо ему не сказала, что его вид,          его слова, его поступки, всё противно.

Приводить в качестве при­мера все высказывания Софьи нет возможности. Их было слиш­ком много. Но приведу хотя бы одну фразу, обращённую к Чац­кому: «Убийственны холоднос­тью своею! Смотреть на вас, вас слушать нету сил... Да, правда: не свои беды - для вас забавы, отец родной убейся - всё равно».

Конечно, «Горе от ума» вещь театрально выгодная. У Чацкого много экспрессивных моноло­гов, а паноптикум представлен­ного московского общества дей­ствительно делает этот шедевр комедией. Да только грустно мне было читать, что хорошая девоч­ка Соня почему-то негодяйка, а Чацкий - непонятый герой, с ко­торого нужно брать пример.

Все мы с вами, как я уже го­ворила, в той или иной степени психологи. Чтобы жить полно­ценно, необходимо стимулиро­вать в себе свежий взгляд. Да­вайте постараемся не верить на слово никому, даже высокому ав­торитету. Будем учиться думать, анализировать, видеть суть ве­щей. И тогда у нас будет шанс жить не чужой головой, а своей собственной.

Прожить не чу­жую жизнь, а свою. Чего вам, как всегда, от ду­ши желаю.

Галина Белозуб

Это интересно:

Мне с ним классно

И все-таки чувствую себя нехорошо Зовут меня Таня, мне 18.
Показать еще...

Голубые воришки

Для чего человеку дается чувство вины Здравствуйте, уважаемые читатели газеты «Моя Семья»! Хочу обратиться к вам и Галине Белозуб за советом.

В чем смысл жизни

Не надо совершенствоваться.

Проваливаю проекты один за другим

Вселенная исполнила мой заказ с особой точностью Здравствуйте, уважаемая Галина! С большим уважением отношусь к вашим публикациям.

Папа купается с дочкой

Ничего страшного, он же в плавках Мой зять (ему 38 лет) купается вме­сте с моей внучкой в ванне.

Ошибка природы

Где вы видели в наше время счастливого молодого человека? Впервые пишу в вашу газету, хотя читаю её регулярно.

Комментарии: 0

Категории
  • Ах любовь, любовь
  • Брак и семья
  • Любовный треугольник
  • Любовь зла...
  • Между нами, девочками
  • Мир подростков
  • На закате...
  • На что жалуетесь
  • Небо и земля
  • Нежный возраст
  • О житейском
  • Обо всем понемногу
  • Про мужиков
  • Родные люди
  • Только для взрослых
  • Чудеса, да и только
Опрос
Вы едите после 18:00?
Сегодня
01.07.2021
Сегодня праздников нет
Полезное:
01 Июля
именины сегодня празднуют: