0

Опухоль есть опухоль

Злокачественная опухоль представляет собой патологический процесс, сопровождающийся бесконтрольным, безудержным размножением клеток, приобретших новые свойства и способных к неограниченному делению. Онкологическая патология по заболеваемости и смертности давно вышла на второе место, уступив лишь болезням сердца и сосудов, но страх, который вызывает рак у абсолютного большинства людей, несоизмеримо выше боязни заболеваний всех остальных органов.

Как известно, бывают злокачественные и доброкачественные опухоли. Особенности строения и функционирования клеток определяют поведение опухоли и прогноз для пациента. На этапе диагностики самым важным является установление злокачественного потенциала клеток, который и предопределит дальнейшие действия врача.

Онкологические заболевания включают в себя не только злокачественные опухоли. К этой категории относят и вполне доброкачественные процессы, которыми все же занимаются врачи-онкологи.

Свойства злокачественных опухолей

Для того чтобы разобраться в сущности опухолевого роста, нужно рассмотреть основные свойства клеток, составляющих новообразование, которые позволяют опухоли расти независимо от всего организма.

Злокачественные новообразования представлены раком, саркомами, опухолями из нервной и меланинобразующей ткани, тератомами.

Рак (карцинома) – это опухоль эпителиальной ткани, состоящей из высокоспециализированных и постоянно обновляющихся клеток. Эпителий образует покровный слой кожи, выстилку и паренхиму многих внутренних органов. Клетки эпителия постоянно обновляются, взамен отжившим свой век или поврежденным образуются новые, молодые клетки. Процесс размножение и дифференцировки эпителия контролируется многими факторами, часть которых – сдерживающие, не позволяющие бесконтрольно и избыточно делиться. Нарушения на стадии деления клеток обычно и приводят к появлению новообразования.

Саркомы – соединительнотканные злокачественные опухоли, происходящие из костей, мышц, жира, сухожилий, стенок сосудов и т. д. Саркомы встречаются несколько реже рака, но склонны к более агрессивному течению и раннему распространению по кровеносным сосудам.

Опухоли нервной ткани нельзя отнести ни к собственно раку, ни к саркомам, поэтому они вынесены в отдельную группу, как и меланинобразующие новообразования (невусы, меланома).

Особую разновидность опухолей представляют тератомы, появляющиеся еще во внутриутробном развитии при нарушении смещения эмбриональных тканей. Тератомы бывают и доброкачественными, и злокачественными.

Особенности злокачественных опухолей, позволяющие им существовать вне зависимо от организма, подчиняя его своим потребностям и отравляя продуктами жизнедеятельности, сводятся к:

Автономии;
    Клеточной и тканевой атипии;
    Бесконтрольному размножению клеток, их неограниченному росту;
    Возможности метастазирования.

Появление способности к автономному, независимому существованию — первое изменение, которое происходит в клетках и тканях на пути к формированию опухоли. Это свойство предопределяется генетически путем мутации соответствующих генов, ответственных за клеточный цикл. Здоровая клетка имеет предел в количестве своих делений и рано или поздно прекращает размножаться, в отличие от опухолевой, которая не подчиняется никаким сигналам организма, делится непрерывно и сколь угодно долго. Если опухолевую клетку поместить в благоприятные условия, то она будет делиться годами и десятилетиями, давая потомство в виде таких же дефектных клеток. По сути, опухолевая клетка бессмертна и способна существовать в изменяющихся условиях, приспосабливаясь к ним.

Вторым важнейшим признаком опухоли считают атипию, которую можно обнаружить уже на стадии предрака. В сформированной опухоли атипизм может быть выражен в такой степени, что установить природу и происхождение клеток уже невозможно. Атипия – это новые, отличные от нормы, свойства клеток, отражающиеся на их строении, функционировании, особенностях обмена.

В доброкачественных опухолях присутствует тканевая атипия, заключающаяся в нарушении соотношения между объемом клеток и окружающей стромой, при этом клетки опухоли по строению максимально приближены к нормальным. Злокачественные новообразования, помимо тканевой, имеют и клеточную атипию, когда клетки, подвергшиеся неопластической трансформации, значительно отличаются от нормальных, приобретают или теряют способность к определенным функциям, синтезу ферментов, гормонов и т. д.

Свойства злокачественной опухоли непрерывно меняются, клетки ее приобретают новые черты, но часто в сторону большей злокачественности. Изменения свойств опухолевой ткани отражает ее приспособление к существованию в самых разных условиях, будь то поверхность кожи или слизистая желудка.

Важнейшей способностью, отличающей злокачественное образование от доброкачественного, является метастазирование. Нормальные клетки здоровых тканей и приближенные к ним элементы доброкачественных опухолей тесно связаны между собой посредством межклеточных контактов, поэтому самопроизвольное отделение клеток от ткани и их миграция невозможны (конечно, кроме органов, где это свойство является необходимостью – костный мозг, например). Злокачественные клетки теряют поверхностные белки, отвечающие за межклеточные связи, отрываются от основной опухоли, проникают в сосуды и разносятся в другие органы, распространяются по поверхности серозных покровов. Это явление называют метастазированием.

Если метастазирование (распространение) опухоли происходит по кровеносным сосудам, то вторичные опухолевые скопления можно обнаружить во внутренних органах – печень, легкие, костный мозг и др. В случае метастазирования по лимфатическим сосудам поражение будет затрагивать лимфатические узлы, собирающие лимфу от места первичной локализации неоплазии. В далеко зашедших случаях заболевания метастазы можно обнаружить на значительном удалении от опухоли. На этой стадии прогноз неблагоприятный, а больным может быть предложена лишь паллиативная помощь для облегчения состояния.

Немаловажным свойством злокачественной опухоли, отличающей ее от доброкачественного процесса, является способность врастать (инвазия) в рядом расположенные ткани, повреждая и разрушая их. Если доброкачественное новообразование как бы отодвигает ткани, сдавливает их, может вызывать атрофию, но не разрушает, то злокачественная опухоль, выделяя разнообразные биологически активные вещества, токсические продукты обмена, ферменты, внедряется в окружающие ее структуры, вызывая их повреждение и гибель. Со способностью к инвазивному росту связывают также метастазирование, а подобное поведение зачастую не позволяет полностью удалить неоплазию, не нарушив целостности органа.

Онкологическое заболевание – это не только наличие более или менее локализованного опухолевого процесса. Всегда при злокачественном характере поражения имеет место и общее влияние неоплазии на организм, которое усугубляется от стадии к стадии. Среди общих симптомов наиболее известны и характерны потеря веса, выраженная слабость и быстрая утомляемость, лихорадка, которую сложно объяснить на самых начальных этапах болезни. По мере прогрессирования недуга развивается раковая кахексия с резким истощением и нарушением функции жизненно важных органов.

Свойства доброкачественных опухолей

Доброкачественная опухоль также лежит в поле зрения онкологии, но риск и прогноз при ней несоизмеримо лучше, нежели при злокачественной, а в абсолютном большинстве случаев своевременное лечение позволяет полностью и навсегда от нее избавиться.

Доброкачественное новообразование состоит из клеток в такой степени развитых, что можно безошибочно определить его источник. Бесконтрольное и чрезмерное размножение клеточных элементов доброкачественной опухоли сочетается с их высокой дифференцировкой и почти полным соответствием структурам здоровой ткани, поэтому в данном случае принято говорить лишь о тканевой атипии, но не о клеточной.

Об опухолевой природе доброкачественных новообразований говорят:

Неадекватное, чрезмерное размножение клеток;
    Наличие тканевой атипии;
    Возможность рецидивирования.

Доброкачественная опухоль не метастазирует, поскольку клетки ее прочно связаны между собой, не врастает в соседние ткани и, соответственно, не разрушает их. Как правило, нет и общего воздействия на организм, исключение составляют лишь образования, вырабатывающие гормоны или другие биологически активные вещества. Местное влияние заключается в оттеснении здоровых тканей, сдавлении их и атрофии, выраженность которых зависит от расположения и размеров неоплазии. Для доброкачественных процессов характерен медленный рост и малая вероятность рецидива.

Конечно, доброкачественные новообразования не вселяют такого страха, как рак, но все же и они могут быть опасными. Так, почти всегда есть риск озлокачествления (малигнизации), которое может наступить когда угодно, будь то через год или десятилетия с момента начала заболевания. Наиболее опасны в этом отношении папилломы мочевыводящих путей, отдельные виды невусов, аденомы и аденоматозные полипы желудочно-кишечного тракта. В то же время, некоторые опухоли, например, липома, состоящая из жировой ткани, не способны озлокачествляться и доставляют лишь косметический дефект либо оказывают местное влияние ввиду своих размеров или особенностей расположения.

Разновидности опухолей

Для систематизации сведений об известных опухолях, унификации подходов в диагностике и терапии разработаны классификации новообразований, учитывающие их морфологические особенности и поведение в организме.

Главным признаком, позволяющим разделить опухоли на группы, является строение и источник. Как доброкачественные, так и злокачественные неоплазии бывают эпителиального происхождения, могут состоять из соединительнотканных структур, мышц, костной ткани и т. д.

Эпителиальные злокачественные опухоли объединены понятием «рак», который бывает железистым (аденокарцинома) и происходящим из МПЭ (плоскоклеточный рак). Каждая разновидность имеет несколько уровней дифференцировки клеток (высоко-, умеренно-, низкодифференцрованные опухоли), что предопределяет агрессивность и течение заболевания.

Доброкачественные эпителиальные неоплазии включают папилломы, берущие начало из плоского или переходного эпителия, и аденомы, состоящие из железистой ткани.

Аденомы, аденокарциномы, папилломы не имеют органных отличий и построены стереотипно при разных локализациях. Существуют формы опухолей, свойственные только конкретным органам или тканям, как, например, фиброаденома грудной железы либо почечно-клеточный рак.

Гораздо большим разнообразием, в отличие от эпителиальных новообразований, отличаются опухоли, исходящие из так называемой мезенхимы. В эту группу включают:

Соединительнотканные образования (фиброма, фибросаркома);
    Жировые неоплазии (липома, липосаркома, опухоли из бурого жира);
    Опухоли из мышц (рабдо- и лейомиомы, миосаркомы);
    Костные новообразования (остеомы, остеосаркомы);
    Сосудистые неоплазии (гемангиомы, лимфангиомы, сосудистые саркомы).

Это интересно:

Новые и яркие ощущения для женщин

Многие обыватели имеют весьма смутное представление о том, чем вибратор отличается от фаллоимитатора.
Показать еще...

Самые распространенные заблуждения посетителей онлайн-казино

Естественно, каждый посетитель открывающий двери игорного заведения, мечтает выйти отсюда богатым человеком, ну или как минимум не проиграться вчистую.

Важно подобрать правильную иглу для швейной машинки

На всю жизнь запомнила, я, то время, когда в нашем городе впервые появились швейные машинки и принадлежности для шитья, от всемирно известной, немецкой торговой марки.

Дети часто участвуют в фотосессиях

Давайте поговорим о том, какую одежду нужно брать на детскую фотосессию, какие аксессуары могут понадобиться нашим юным моделям, как правильно настроить малыша на съемку и настроиться самим на позитивный лад!   Что лучше – детская фотосессия на природе или в студии? Фотографии на природе, разумеется, восхитительны!!! На мой вкус, детские фото, сделанные на природе интереснее студийных.

Фотосессия в стиле ретро - все подружки обзавидуются

Чтобы получить красивые и привлекательные фото, можно обратить внимание на оригинальные идеи для фотосессии в стиле «Ретро», именно о которой сегодня и хотелось бы поговорить.

Для ретро-фотосессии важно подобрать правильные места

Винтажный стиль вдохновляет многих женихов и невест на организацию свадьбы в стиле “Ретро”.

Комментарии: 0